На главную страницу

 
Обманчивым страстям нет конца.
Я даю обет уничтожить их всех.
Чувствующих существ бесчисленное множество.
Я даю обет спасти их всех.
Правду невозможно изложить.
Я даю обед изложить ее.
Путь Будды недостижим.
Я даю обед достичь его.
/"клятва бодхисаттвы" /

ТЕРМИНЫ


 А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я

ВАДЖРА
(санскр.; тиб. дордже, яп. конгосё, кит. дзиньганси, монг. очир) - символ буддизма, подобно тому, как крест - символ христ-ва, полумесяц - ислама, ворота "тории" - синтоизма. Тексты определяют его сл. образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды. В инд. мифологии В. была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами. В. может иметь вид диска, а может быть крестообразной. Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия. В буддизме облик В. таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты). Ряд верховных божеств пантеона имеют слово "В." в составе своих имен и В. в качестве одного из атрибутов. Таковы Ваджрадхара - "держатель В." (символ принципа просветления), Ваджрапани - "рука, держащая В." (символ уничтожения тупости и заблуждения), Ваджрасаттва - "имеющий сущность В." (символ очищения) и др. В ваджраяне В. олицетворяет мужское начало Вселенной, сострадание, активность. В будд. изобраз. искусстве она выступает в паре с колокольчиком - символом женского начала, мудрости, пассивности.

ВАДЖРАПАНИ
(санскр. - букв. "рука, держащая ваджру") - один из бодхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны. Особенно почитаем в ваджраяне, где наряду с Авалокитешварой и Манджушри является одним из осн. персонажей пантеона ранга бодхисаттв. Обычно изображается в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке. Его гл. функция - уничтожение тупости и заблуждений. Легенды о В. говорят, что он сопровождал Будду, когда тот покидал Капилавасту, присутствовал, когда к Будде пришли нага (змеи) для передачи ему сутры Праджняпарамита. Культ В. особенно популярен в Тибете, Монголии, Бурятии.

ВАДЖРАСАТТВА
(санскр. - дословно "алмазное существо", или "имеющий сущность ваджры") - один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения; В. считают первой и осн. эманацией Адибудды. Он также олицетворение всех 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата), вместе взятых. Его праджня - Ваджрасатвика. В. обычно изображается в традиционной позе будд, с ваджрой в правой руке и колокольчиком - в левой.

ВАДЖРАЯНА
(санскр. - "алмазная колесница") - одно из гл. направлений махаяны и буддизма в целом, в рамках к-рого создано поразительное многообразие систем йогич. практики, памятников лит-ры и искусства. К кон. 1 тыс. н. э. В. стала доминирующей формой инд. буддизма, в разл. историч. периоды она имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Кит. В. сохранилась в Японии со времен Кукая, основоположника школы Сингон-сю, но полное господство В. получила в Тибете, где она считается венцом учения Будды. По инд.-тиб. традиции существует два типа махаяны - "причинная" колесница парамит и "результативная" колесница тайной мантры, т. е. В. Др. названия В. - тантра, питака видьядхар. Цель у обоих типов одна, но методы разные. Сторонники В. утверждают, что путь тайной мантры значительно могущественнее и может привести к достижению состояния будды не за много кальп, как в обычной махаяне, а за одну жизнь. Суть особого метода В. в т.н. йоге божественных форм, к-рая ускоряет обретение второго из "двух тел Будды", то есть "земного тела" (см. Трикая). Лит-ра В. поистине безбрежна. Тысячи текстов В. вошли в тиб. будд. канон, десятки тыс. произведений были созданы и создаются для пояснения и развития идей канона. Влияние В. в ареале распространения тиб. буддизма, включая Россию, в значит. мере определило характер будд. культуры.

ВИПАССАНА
(пали) - высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость (праджня). С помощью В. происходит освобождение от эгоцентризма (нама) и потребностей физич. тела (рупа), познается сущность скандх и источников загрязнения (аятана), элементов (дхату), действия кармы, сущность триады (анитья-дуккха-анатман) и восьмеричного пути, закона зависимого происхождения, осознается наличие двух истин (сансарической и нирванической) и т. д.

ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ
(они же - "восемь эмблем славы", "восемь знаков счастья", "восемь благоприятных символов", "восемь жертв"; санскр. аштамангала) - набор из 8 предметов, образующих самост. структурную единицу в системе культовой практики буддизма. В каждом из предметов заложен филос. подтекст: зонт защищает от злых помыслов; две золотые рыбы символизируют счастье и единство: ваза, наполненная напитком бессмертия, - сокровищница благих намерений; цветок лотоса - символ божеств, происхождения и залог спасения; закрученная спиралью вправо раковина - символ блаженства; узел, не имеющий начала и конца, - символ бесконечного цикла перерождений; штандарт (знак победы) - символ горы Меру, центра будд. Вселенной; колесо с 8 спицами - символ восьмеричного пути к совершенству. В каждом действующем будд. храме В. д. стоят на алтаре в виде 8 отдельных небольших скульптур, выполненных из дерева или металла; часто встречаются в виде отпечатка на бумаге или ткани; повсеместно имеются в юртах и домах в регионе распространения ламаизма. Каждая из В. д. (особенно лотос, колесо с 8 спицами, узел без начала и конца) может изображаться по отдельности и выступать как орнаментальный мотив в будд. искусстве и как объект культа.

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ
срединный путь (маджджхима-патипада) - путь, к-рый, избегая две крайности - чувственное сладострастие и самоистязание, - ведет к просветлению и освобождению от страданий (дуккха). Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация.


 А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я




© 2003 Alexg
Ассоциация