На главную страницу

 
Не делать зла.
Творить добро.
Очищать ум.
/"Дхаммапада" /

ТЕРМИНЫ


 А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я

ПАРАМИТА
(санскр.; букв. "переправа", "средство спасения") - совершенство. К 6 совершенствам - ступеням, к-рые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы: милостыня (дана), обеты (шила), терпение (кшанти), старание (вирья), медитация (дхьяна) и мудрость (праджня) - в нек-рых будд. школах добавляли еще 4: помощь другим (упая), глубокое желание давать просветление другим (пранидхана), совершенствование десяти сил (бала), применение трансцендентного знания (джняна).

ПАТРА
(санскр.) - чаша, используемая будд. монахами хинаяны для сбора подаяний; с нею они ежедневно по утрам обходили окрестное население, а потом съедали собранное после полудня в соответствии с правилами жизни общины. С П. в руках обычно изображаются все боги ранга будд, что должно подчеркивать монашеский аскетизм их жизни.

ПОСОХ МОНАШЕСКИЙ
(санскр. кхакхара, тиб. хар-сил, монг. дулдуй) - одна из обязат. принадлежностей будд. монахов. Согласно легендам, первый П. м. из сандалового дерева принадлежал самому Шакьямуни. Классич. раннебудд. П. м. делался из дерева и увенчивался метал. навершием, на к-рое насаживались 12 метал. колец (по числу 12 нидан - причин, ведущих к бесконечной цепи перерождений), издававших мелодичный звон при ходьбе. Осн. назначение П. м. - предупреждать этим звоном все попадающиеся на пути идущего монаха живые существа (мелких животных, насекомых и т. п.) и тем самым дать им возможность избежать участи быть раздавленными, а монаха избавить от невольного преступления - убийства живого существа, т. е. насильств. прерывания чужой кармы.

ПОТАЛА
(санскр.) - 1) в будд. мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденция Далай-ламы в Лхасе (до 1959), одна из гл. святынь Тибета; названа в честь рая бодхисаттвы Авалокитешвары. Строительство началось при царе Сронцзангамбо (Красный дворец, 7 в.), окончательно завершилось при Далай-ламе V (Белый дворец, вт. пол. 17 в.). В Красном дворце - 8 ступ с прахом Далай-лам (начиная с Далай-ламы V и кончая Далай-ламой XIII). Самой большой является ступа с прахом Далай-ламы V, а наиб. богато украшенной драгоценными камнями - ступа Далай-ламы XIII.

ПРАДЖНЯ и УПАЯ
(мудрость и искусные средства) - два базовых понятия учения о пути бодхисаттвы (см.). В буддизме Махаяны двумя главными и определяющими качествами бодхисаттвы становятся Мудрость (праджня) и Сострадание (каруна). Тексты утверждают, что невозможно стать Буддой, не обладая в совершенстве этими двумя качествами, причем сострадание начинает восприниматься в практическом модусе - как набор "искусных средств" или методов (упая), посредством которых бодхисатгва, движимый состраданием, получает возможность помогать живым существам, освободиться от пут сансарического существования. Как птица не может лететь только на одном крыле, говорят тексты, так и состояния Будды нельзя достичь только при помощи одной лишь мудрости или одних искусных средств: мудрость без средств пассивна, средства без мудрости слепы. Впоследствии в рамках тантрического буддизма мудрость начинает символически изображаться в виде женского божества, искусные средства/сострадание-в виде мужского; их соитие есть высшая интеграция (юганаддха), ведущая к пробуждению и обретению состояния Будды. И вместе с тем, сострадательная миссия бодхисаттв не есть мирской альтруизм или благотворительность. Ее цель сугубо религиозна и сотериологична - освобождение страдающих существ от уз циклического существования чередующихся рождений-смертей со всеми его муками и скорбями. Махаянские тексты очень много говорят об искусных средствах, в которых выражается великое сострадание бодхисаттвы. Иногда они приобретают вид своеобразной уловки, к которой бодхисаттвы прибегают, чтобы спасти живое существо из трясины сансары, приспосабливаясь к разным психологическим типам людей и их разному уровню понимания. Первоначально в махаянских текстах говорилось не столько об "искусных средствах", сколько об искусности в средствах (упая каушалья), однако позднее (особенно в текстах китайско-дальневосточного буддизма) слово "упая" стало пониматься не как средство вообще, а именно как "хорошее" средство, "подходящее средство", искусное средство, пригодное для выполнения бодхисаттвой своей миссии спасения всех существ

ПУДЖА
богослужение или медитация, как правило сопровождаемая пением и подношениями.

ПЯТЬ ПРАВИЛЬНЫХ ДЕЯНИЙ
пять видов религ. практики, необходимых для перерождения в "чистой земле" будды Амиды (см. Сукхавати, Амитабха), сформулированных кит. будд. монахом Шаньдао: 1 ) чтение и декламация 3 главных амидаистских сутр; 2) медитация, объектом к-рой является "чистая земля"; 3) моления будде Амиде; 4) произнесение имени будды Амиды; 5) восхваление добродетелей и могущества будды Амиды, а также совершение ему подношений. Произнесение имени будды Амиды считалось основным деянием.


 А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я




© 2003 Alexg
Ассоциация