На главную страницу

 
Продвигайтесь дальше на своем пути ради тех многих, кто не имеет сострадания к миру, ради благополучия, пользы, блаженства богов и людей.
/"Винайя" /

ТЕРМИНЫ


 А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я

ШАКЬЯ
(санскр.), Сакия (пали) - имя рода, к к-рому принадлежал царевич Сиддхартха, ставший Буддой. В годы жизни Будды род Шакьев управлял Кошалой, столицей к-рой был г. Шравасти (палийское название - Саваттхи).

ШАКЬЯМУНИ
(санскр.; досл. "мудрец из рода Шакья") - он же Будда, он же Сиддхартха Гаутама, в будд. мифологии - последний земной будда, проповедовавший дхарму (Закон, Истину); учитель, указавший человечеству путь к спасению. Его проповедь положила начало распространению будд. учения на земле. По мнению большинства ученых, Шакьямуни как основатель буддизма - реальное историч. лицо, прожившее всю свою жизнь в Сев. Индии; нек-рые разночтения в датах его жизни и смерти незначительны (560-480, 566-476, 563-473 до н. э.). Уже при жизни Шакьямуни началась мифологизация его биографии, а к нач. н. э. его образ был окончательно канонизирован будд. текстами. (См. Будда).

ШАМБАЛА
Шамбхала - полулегенд. страна со столицей Калапа, к-рую обычно считают расположенной к северу от Индии. Вопрос об отождествлении Ш. остается дискуссионным в историч. географии. Первое упоминание о ней встречается в тексте Калачакра-тантры (10 в. н. э.), к-рый, как утверждают, сохранился со времен царя Ш. Сучандры, получившего учение калачакры от Будды Шакьямуни. Легенда о Ш. гласит, что при 25-м царе Ш. Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Дагпо Хорло-чэн) произойдет великая битва между силами добра, воинством Ш., и силами зла, противниками буддизма. После победы сил Ш. наступит новая эпоха распространения буддизма, к-рая ознаменуется явлением Пятого Будды - Майтреи. Эти идеи получили широкое распространение и неоднократно использовались в политич. целях. В связи с представлениями о том, что в Ш. существуют наилучшие условия для реализации будд. пути и что одно лишь воплощение в Ш. или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений, в Тибете появляются молитвы о рождении в Ш. и "путеводители" в Ш. Содержание путеводителей показывает, что путь в Ш. лежит не столько во внеш. мире, сколько во внутр., и среди образованных лам нередко бытует представление о Ш. как о внутр. реальности - об особом состояния психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе калачакры. Теософия, отталкиваясь от будд. представлений о Ш., наполняет это понятие своим содержанием, изображая Ш. как тайное обиталище "махатм" - руководителей духовного прогресса мира. Вера в реальность Ш. не раз толкала людей на ее поиски. В 20 в. они неоднократно предпринимались как энтузиастами-одиночками, так и целыми экспедициями в Гималаях, на Памире, на Алтае.

ШИЛА
(санскр.), сила (пали) - 1) привычка, поведение, природа, характер (напр., адана-шила - скупость, папа-шила - греховность); 2) моральные предписания, моральный кодекс; отсюда "Панча-шила" - "Пять заповедей", "Даша-шила" - "Десять заповедей". В будд. учении особо выделяется триада моральных качеств: щедрость (дана) , благонравие (шила), очищение и упражнение ума (бхавана). Считается, что из этой триады вытекает мудрость (праджня). 10 будд. заповедей: не убивай, не укради, не потакай чувств, желаниям, не лги, не пьянствуй, не клевещи и не оскорбляй других, не восхваляй себя и не веди фривольных разговоров, избегай жадности и зависти, избегай вражды и злорадства, избегай ереси и не высмеивай Будду, дхарму и сангху - перекликаются с этич. правилами христ-ва.

ШУНЬЯ
шуньята (санскр.) - "пустота". В философии Ш. понималась как относительность или условность: являлась фундаментальным понятием для всей махаяны и доминирующей темой для всей праджнянарамитской лит-ры. Термин появляется уже в хинаяне, но концепция пустоты (шуньявада) получает полную разработку у Нагарджуны, сформулировавшего ее исходные принципы как "троякую истину": 1 ) все вещи пусты, т. к. не имеют субстанциональной реальности; 2) все они временны; 3) все вещи представляют собой синтез пустоты и временности. Нагарджуна считал "пустыми" даже дхармы, поскольку они по своему происхождению зависимы и имеют значение лишь в контексте всех своих связей. В махаяне Ш. является синонимом закона зависимого происхождения.


 А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я




© 2003 Alexg
Ассоциация