На главную страницу

 
"Он не находит удовлетворения даже в небесных удовольствиях.
Полностью просветленный ученик радуется только уничтожению желаний"
/"Дхаммапада" /

ТЕРМИНЫ


                                                                                                                           

АВАЛОКИТЕШВАРА -
бодхисаттва в мифологии махаяны и ваджраяны, выступающий как олицетворение сострадания. Как мифология, образ сложился в последние века до н. э. А. считается эманацией будды Амитабхи. Известны 32 его формы (в т. ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишну, Шива), в облике к-рых он появляется во всех будд. мифах, всюду спасая страдающих. Самая популярная его форма в ваджраяне - А. с 6 руками, 11 лицами, образовавшимися от сочувствия к страданиям человечества. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа Далай-лама. А. весьма почитаем в кит. и яп. буддизме. Н. Л. Жуковская

АВИДЬЯ
авиджя (пали) - невежество, синоним - заблуждение (моха). Первоначало зла и страданий в жизни, т. к. именно невежество не позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость реальности, негативные стороны эгоцентризма и т. д. Невежество как основа всех обусловленных действий любого существа, к-рые порождают зло и страдание, является первым звеном закона зависимого происхождения, или "колеса жизни" (бхавачакра). Оно - одно из червоточин бытия и причина дурных наклонностей. В буддизме особо выделяются три источника зла: невежество, жадность, ненависть, к-рые создают плохую карму.

АДЖАНТА
комплекс пещерных храмов в горах Аджанты на плоскогорье Декана (Цент. Индия), созданные во 2 в. до н. э. - 7 в. н.э. Здесь было 27 жилых пещер, в нек-рых сохранились будд. фрески и статуи, относящиеся к 6 в. н. э.

АДИБУДДА
в мифологии махаяны и ваджраяны осмысляется как "изначальный будда", т. е. персонификация сущности всех будд и бодхисаттв. Неясно, когда именно появился в буддизме этот образ, но в 10- 11 вв. он получил широкое распространение в связи с концепцией Калачакра. А. наиб. популярен в Непале, Тибете, странах Вост. Азии. В нек-рых школах буддизма в качестве А. почитаются др. будды: Самантабхадра, Ваджрадхара, Вайрочана.

АМИТАБХА
будда в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение "неизмеримого света". В текстах хинаяны о нем нет упоминаний. Культ его возник в Индии в первые века н. э. А. - создатель и владыка рая Сукхавати, в к-ром могут возрождаться все страдающие и уверовавшие в могущество А. живые существа. В ваджраяне А. - один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются: страна света - Запад, цвет - красный, животное - павлин, одно из 5 чувств - вкус, элемент - огонь. Эманация А. - бодхисаттва Авалокитешвара, земное воплощение - Будда Шакьямуни, а по мнению последователей гелугпа - также и Панчен-лама. Символ А. - нищий будд. монах с патрой, его женское соответствие (праджня) - Пандаравасини. Обычно А. изображается сидящим на троне в виде павлина в позе созерцания с монашеской чашей для сбора подаяний в руках. Его культ развит в Японии (см. Амидаизм), Тибете, Монголии, Бурятии.

АНАНДА
двоюродный брат царевича Гаутамы и его любимый ученик, к-рый сопровождал Будду как слуга в течение 45 лет. После смерти Будды со слов А. был составлен свод поучений - Сутта-питака.

АРХАТ
человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня (вступивший в поток; возвращающийся один раз, не возвращающийся; архат). К числу А. относятся ближайшие ученики и последователи Будды, в традиции хинаяны их насчитывается 16. в махаяне - 18. А. входит также в число эпитетов Будды. В хинаяне А. более популярны, чем в остальных направлениях буддизма, в махаяне путь А. - это лишь часть пути бодхисаттвы.

АСАНА
ряд фиксированных в будд. традиции положений ног и тела. Одни позы используются для медитации, напр. поза со скрещен. ногами "ваджрапарьянка-А." (в индуист. йоге именуемая позой лотоса), другие характерны только для изобразит. канона ваджраяны, напр. танцующая поза "тандава-А.". Всего в сев. буддизме употребляется ок. двадцати

АСКЕТИЗМ
практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала или религ. цели. В Индии появляется еще в поздневедийский период (ок. 1500-1200 до н. э.). Практика А. была внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии, в йоге и джайнизме). Будда под влиянием существовавшей традиции тоже пробовал прибегнуть к А., но его надежды на аскетич. практику как способ достижения просветления не оправдались, и в первой своей проповеди Будда осудил чрезмерный А. как недостойный и бесполезный, советовал следовать "срединным путем" (см. Восьмеричный путь), пролегающим между самоумерщвлением и чувственными обольщениями. В буддизме считается, что А. как форма поведения, направленная на приобретение сверхъестеств. способностей и умилостивление божеств, служит эгоистич. интересам. Единств, вид А., к-рый буддизм поощрял, это самоконтроль за физич. состояниями тела как средство к достижению самоконтроля над сознанием, т. е. самоотречение от временных удовольствий ради вечного блаженства. Для этих целей существовали 5 заповедей и 3 дополнительных правила для мирян, для монахов - 10 заповедей и 227 предписаний. Идеалом буддизма был не аскет, предающийся аскезе ради личного блага, а бодхисаттва, пекущийся о благе других.

АСУРЫ
персонажи инд. мифологии, вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из-за постоянных конфликтов с богами низвергнутые на более низкие уровни Вселенной, за что и получили свое название - "а-сура" означает "не-боги". В индуистской и будд. мифологиях много сюжетов о борьбе А. с богами, в к-рых А. постоянно терпят поражение. Одна из причин раздоров - мифич. дерево Читтапатали, корни к-рого находятся во владениях А., а ветви с созревающими плодами - во владениях богов. В будд. мифологии А. образуют один из 6 миров сансары, место их обитания - пещеры горы Меру. Мир А. наряду с др. 5 мирами (богов, людей, животных, духов прета, ада) является местом, где в зависимости от своей кармы могут перерождаться живые существа, и в этом качестве он изображается на иконе "колесо жизни".

АТМАН
букв. "Абсолютный дух", "Высшее Я", "Мировая душа", "Высшая реальность", "Абсолютная реальность", "Я" - одна из осн. категорий брахманизма. С т. зр. представителей брахманистских школ философии, каждая личность есть часть Высшей реальности, поэтому личное "Я" и мировое "Я" тождественны. Концепция А. всегда опровергалась буддистами.

АШОКА
правитель империи Маурьев, при к-ром начался расцвет буддизма в Индии.


                                                                                                                           




© 2003 Alexg
Ассоциация