На главную страницу

 
"Буддизм - ключ к восточной душе"
/О.О.Розенберг /

ТЕРМИНЫ


 А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я

МАЙТРЕЯ
(санскр.; кит. Милэ фо, яп. Мироку, монг., бур. Майдар) - персонаж будд. мифологии, выступающий одноврем, и как бодхисаттва, и как будда. Как бодхисаттва М. популярен во всех осн. направлениях буддизма. Как будда Грядущего мирового периода, который наступит после окончания периода Шакьямуни, М., согласно буддистским легендам, обитает на небе Тушита и ждет того времени, когда сможет переродиться в мире людей. А оно наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84 000 лет и будет править миром один справедливый правитель буддист. Культ М. особенно популярен в Цент. Азии, именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи. В отличие от прочих будд М. обычно изображают сидящим на троне со спущенными вниз ногами. Его характерные атрибуты: золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия и колесо дхармы.

МАЙЯ
(санскр.) - иллюзия, обман: в инд. мифологии - способность сверхъестеств. существ (богов, демонов, духов) к изменению своего облика; в ряде филос. систем, возникших в рамках инд. традиции (вишнуизме, буддизме), - иллюзорность бытия как одно из ключевых понятий, с помощью к-рого осмысливается Вселенная.

МАНДАЛА
(санскр.) - сложное сакральное явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В др.-инд. лит-ре М. означало: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, об-во, собрание, вид змеи, одна из частей Ригведы и т. д. Все эти слова в санскрите, кроме вида змеи, являются существительными мужского рода. В будд. традиции термин М. приобрел дополнит. ряд значений: 1) магич. диаграмма, используемая в практике созерцания; 2) филос. концепция будд. Вселенной, или "карта" космоса; 3) иерархич. лестница, на к-рой размещен пантеон богов; 4) в культовой практике - блюдо для сбора жертвоприношений. М. как магич. диаграмма и как "карта" космоса представляет собой круг, вписанный в квадрат, к-рый в свою очередь опять-таки вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутр. круг - средоточие бога или любого другого сакрального объекта (чаще всего это символ, заменяющий божество в ритуале). Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, т. н. ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на 4 части. Пятую часть образует центр. Каждая из них имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света, с одним из будд созерцания (см. Дхьяни-будда, Панча-татхагата), с одним из органов чувств, с одной из мудр (сакральное положение рук), с одной из мантр (сакральная формула вызывания божества). Адепт в процессе созерцания должен по очереди воспроизвести в себе все, что изображено на М., слить себя с божеством, изображенным в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания - слияние с космич. абсолютом. М. часто изображают на полу и на потолке храма. Они могут быть плоскостными и рельефными, их рисуют на ткани и на песке, делают из металла, камня, дерева, а в Тибете даже вырезают из масла, окрасив последнее в соответствующие ритуальные цвета. М. в виде металлич. блюда, на к-рое посетители храма кладут свои подношения (деньги, спички, конфеты), так же имеет соответствующие сакральные признаки: в центре изображается божество или его заменитель, в качестве к-рого могут выступать ваджра, мифич. гора Меру как центр будд. космологии, дворец "идеального монарха" чакравартина. Все это перемежается разл. будд. символами: цветами лотоса, вазой с напитком бессмертия, колесом с 8-ю спицами (символ восьмеричного пути, предложенного человечеству Буддой), раковиной, закрученной спиралью вправо, и т. д. Как модель Вселенной М. имеет аналогии с др. культовыми сооружениями и предметами человеч. истории - зиккуратами Древнего Вавилона, мегалитич. сооружениями типа Стоунхенджа, шаманскими бубнами народов Сибири. Подобная геометрич. схема лежит в основе храмового зодчества не только в буддизме, но также в христ-ве и в исламе.

МАНДЖУШРИ
(санскр.) - в будд. мифологии махаяны и ваджраяны бодхисаттва, олицетворяющий мудрость. Наряду с Авалокитешварой и Ваджрапани входит в число трех осн. бодхисаттв. Образ М. сложился в посл. века до н. э. Обычно его изображают в красной одежде принца с пылающим мечом в поднятой правой руке, с сутрой Праджняпарамита в левой. Культ М. особо развит в Китае, Тибете, Монголии, Бурятии. В ламаизме школы гелугпа его земным воплощением считается основатель школы Цзонхава.

МАНИ
(санскр., тиб., монг.) - камни с написанной или выгравированной на них мантрой ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ, стоящие в торах, на перевалах, недалеко от монастырей, населенных пунктов, в местах будд. паломничеств и т. д. Назначение М. разное: от мемориала в честь к.-л. события до маркёра сакрального пространства, принадлежащего тому или иному монастырю.

МАНТРА
(санскр., дословно "стих", "заклинание", "волшебство") - магич. формула призывания и заклинания богов в др.-инд. традиции, в т. ч. в индуизме и буддизме. Особую силу и значимость приписывает М. ваджраяна в Тибете и школа Сингон-сю в Японии. Каждому божеству адресована своя, неповторяющаяся, состоящая из особого набора звуков М. Вера в силу М. основана на вере в древнюю магич. силу звука. Самая известная во всех странах М., превратившаяся по сути дела для громадного большинства рядовых буддистов в повседневную молитву - ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ.

МАХАЯНА
(Великая Колесница) - одно из основных направлений буддизма, также называемое северным буддизмом. Махаяна распространена в гималайском регионе, Тибете, Монголии, Китае, Корее, Японии, Вьетнаме и на территории Российской Федерации (Бурятия, Калмыкия, Тыва и ряд других регионов). Махаяна восходит к ранним буддийским традициям махасангхиков и локоттаравадинов. Начало ее формирования как самостоятельного направления относится к I в. до н. э. - I в. н. э., когда появляются первые махаянские сутры: тексты праджня-парамиты (см. "Парамита"). Главным в Махаяне является идеал бодхисаттвы (см.), основанный на бодхичитте (см.), а также метафизическое понимание природы Будды (см. Будда). В отличие от южного буддизма, или Тхеравады (см. "Хинаяна"), для Махаяны характерен пышный культ и развитая литургика, чин богослужений. Основными философскими школами Махаяны являются мадхьямака и йогачара.

МЕДИТАЦИЯ
(санскр. дхьяна) - внутр. сосредоточение сознания на опред. идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответств. объекта и ведущее к успокоению, внутр. гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия. Прорыв на уровень абсол. понимания именуется в инд. практике самадхи, в яп. - сатори и по сути близок к приближению к нирване. Согласно учению тхеравады, с помощью М. как бы просматриваются психологич. состояния любых существ, действий, явлений, психич. и моральные факторы, описанные в канонич. текстах, к-рые являются по существу компедиумом поступков людей и их мотиваций. Видение может быть истинным или ложным. Если увиденное медитатором соответствует содержанию канонич. текстов, то видение истинное, если нет, то ложное, порожденное невежеством, заблуждениями медитатора. Поэтому авторы абхидхармич. трактатов, к-рые создаются в процессе М., обязательно строго логически увязывают увиденные картины и образы с высказываниями Будды или его учеников. Осн. цель М. - освоить увиденное или воображаемое настолько, чтобы стать целителем, т. е. человеком, способным безошибочно установить диагноз любой болезни, ее причины и способы лечения, - в этом же суть просветления, достигаемого с помощью М. М. служит достижению 1) практич, цели (хиляр), 2) исчерпывающего познания (праджня), 3) конечной цели - просветления (бодхи) и нирваны. Считается, что в процессе М. развиваются 5 достоинств: вера в истинность учения Будды (саддха); энергия, вызванная решимостью следовать учению Будды (вирия): стремление быть истинным во всем (сати): желание предаваться созерцанию и размышлениям (самадхи и випассана), мудрость (праджня).

МИРЯНИН
в буддизме, как в др. религиях, последователь учения, не являющийся членом монашеской общины. В буддизме имеется ряд общих правил, касающихся отношения М. к религии. Каждый, кто верит в "три сокровища" - Будду, дхарму, сангху, уже является последователем этой религии. Буддисты-миряне обязаны соблюдать 5 повседневных заповедей: не убивать, не воровать, не лгать, не прелюбодействовать, не пить спиртных напитков. При соблюдении этих заповедей верующие считаются достойными слышать слово Будды, пользоваться его благословением, понимать суть учения. Они в этом случае освобождаются от эгоистич. желаний, от грязных мыслей, от страха перед судьбой. Верующий должен думать о том, как он служит родителям, как живет с женой и детьми, как общается с друзьями и незнакомыми лицами, как контролирует свои мысли, как служит Будде. В разл. канонич. текстах имеется множество подобных наставлений.

МОКША
(санскр.) - освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин М. чаше употребляется в джайнизме, чем в буддизме.

МОЛИТВЕННЫЕ КОЛЕСА
(барабаны, мельницы) - устройства или сооруженя в виде барабана или диска с нанесенной на него мантрой. Человеческая рука, ветер или вода приводят конструкцию в движение, и таким образом считается, что мантра "произносится". На картинке изображено ручное молитвенное колесо.

МУДРА
(санскр., букв. печать, знак, символ, примета) - 1. Название определенного положения рук, ладоней, пальцев, к-рое символизирует к.-л. идею в ходе ритуала; реже - название специфич. позы тела. Слово М., как правило, является вторым компонентом общего названия символич. жеста, напр. Дана-М. - "символ даяния", абхайя-М. - "символ неустрашимости". М. является обязат. третьим компонентом ритуала, символизируя "действие телом" (наряду с "действием речью" - произнесением мантр, и "действием мыслью" - дхьяна, самадхи). М. широко представлены в будд. иконографии, скульптуре и ритуальных танцах. 2. Маха-М. - название одной из систем практик в ваджраяне, преимущественно в школе кагьюдпа. 3. Маха-М. - синоним названия конечной цели будд. пути - полного освобождения и всеведения; в этом значении термин имеет множество истолкований в разл. будд. текстах. 4. Чатвари-М. (санскр. - "четыре М."): 1) маха-М. - символ полной подготовленности, "очищенности" тела; 2) дхарма-М. - символ очищенности речи: 3) самайя-М. - символ очищенности ума, когда достигнуто равное сочетание душевного покоя (самадхи) и раскованности (випассана) и 4) карма-М. - символ совершенного овладения 4 типами творч. активности йогина - "успокоение", "раскрытие", "могущество", "высшее деяние". Есть и другие интерпретации термина "четыре мудры". 5. Шад-М. (санскр. - "шесть М."): диадема, браслеты, серьги, пояс, чакра (колесо) и пепел (пудра) - шесть украшений божеств в ваджраяне, к-рые символизируют полную реализацию шести парамит.


 А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я




© 2003 Alexg
Ассоциация