На главную страницу

 
В том, что с таким трудом постиг я,
зачем других наставлять стану?
Ведь тому, кто охвачен враждой и страстью,
нелегко постичь это учение.
Предавшись страсти, тьмой объятые,
они не поймут того, что тонко,
Что глубоко и трудно для постижения,
что против течения их мысли.
/"Махавагга" /

ТЕРМИНЫ


 А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я

ДАЛАЙ-ЛАМА
По научному: (монг., тиб. полностью - вачирдара далай-лама, букв. "держащий ваджру океан-учитель", т. е. учитель, чьи знания бесконечны, как океан) - титул политич. и духовного владыки тиб, народа. Д.-л. защитник и покровитель верующих, земное воплощение Авалокитешвары, будд. персонификации милосердия. Титул Д.-л. по происхождению монг. В 1578 монг. князь Алтан-хан присвоил его Соднам Джамцхо. 3-му наместнику школы гелугпа (1543-1588). Впоследствии титул распространился и на двух предшествующих наместников. Именно монг. вариант титула Д.-л. стал известен во всем мире. В самом же Тибете Д.-л. называют Дже римпочхе (Драгоценный владыка) и Тхамчад кхьенпа (Всеведущий). В истории Тибета известно 14 носителей титула Д.-л., однако верующие принимают их всех за одного, существовавшего последовательно в каждом из 14 тел. После смерти очередного Д.-л. начинались поиски его нового воплощения. Новый Д.-л. избирается после обнаружения и идентификации в качестве воплощения или реинкарнации предыдущего (см. Тулку). Новую реинкарнацию отыскивают по характерным признакам среди мальчиков, родившихся спустя 49 дней, но не более чем через 2 года после смерти предыдущего Д.-л. Образование Д.-л. получал в монастырях школы - гелугпа. Полная интронизация происходила в 16-18 лет. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. страной управлял регент. Имена первых Д.-л. следующие: Д.-л. I - Гедундуб (1391-1474), известен как настоятель монастыря Ташилхунпо; Д.-л. II - Гедун Джамцхо (1475-1542), был настоятелем монастыря Дрепунг, Д.-л. III - Соднам Джамцхо (1543-1588), основал монастырь Гумбум; Д.-л. IV - Ендон Джамцхо (1589-1617), правнук Алтан-хана, единственный нетибетец в традиции Д.-л.

ДАНА
(пали, санскр. - даяние; щедрость) - добродетель подаяния милостыни бедными нуждающимся, а также дарения монахам или монашеской общине; одно из трех "добродетельных деяний, приносящих религ. заслугу", к-рые включают также моральное поведение (шила) и медитацию (бхавана); первое из десяти совершенств (парамита).

ДЕРЕВО БОДХИ
дерево, под к-рым на Шакьямуни снизошло просветление (бодхи) и он стал Буддой. Считается, что это реальное дерево, ученые относят его к виду Ficus religiosa. Будд. монастыри стараются раздобыть отростки дерева этого вида, они служат объектами поклонения. Д. б. - один из важнейших будд. символов, атрибут всех будд во всех мирах, считается, что только под ним возможно достижение состояния просветления.

ДЕСЯТЬ ДЕЯНИЙ
десять из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы, прохождение к-рых придает альтруистический характер всей последующей деятельности. Д. д. включает в себя: 1) материальную помощь другим людям; 2) помощь советами; 3) терпимость к чужим взглядам и поступкам; 4) самоотверженность в служении другим; 5) правильное понимание своего долга; 6) появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в "стране Будды"; 7) свободу от привязанностей к двум крайним взглядам - существованию вещей и несуществованию вещей; 8) обретение добродетелей, к-рые трудно обрести; 9) проповедь и распространение учения Будды; 10) постижение сущности "срединного пути".

ДЕСЯТЬ ЗЕМЕЛЬ
четвертый этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 41 по 50). На этом этапе бодхисаттва актуализировал результаты прохождения предыдущих 40 ступеней, что выражалось в следующих его состояниях: 1) радость от постижения истинной сущности бытия; 2) чистота как следствие освобождения от всех "нечистот" земного мира; 3) излучение "света мудрости"; 4) углубление совершенного знания истинной сути бытия; 5) ощущение преодоления последних трудностей на пути к просветлению; 6) проявление совершенного знания; 7) ощущение преодоления ограниченности как хинаяны, так и махаяны; 8) твердая убежденность в истинности "срединного пути" Будды; 9) ощущение обладания всепроникающей мудростью, дающей возможность без к.-л. помех проповедовать учение Будды; 10) ощущение себя облаком, к-рое орошает все живые существа учением Будды.

ДЕСЯТЬ РВЕНИЙ
определение десяти из 52 ступеней (с 31 по 40) пути бодхисаттвы, включающие в себя: 1) спасение др. живых существ втайне от них; 2) несокрушимую веру в истинность будд. учения; 3) проповедь и распространение учений всех без исключения будд; 4) посещение будд в местах их пребывания и служение им: 5) благословение др. живых существ; 6) наделение др. живых существ безграничным благом; 7) видение в др. живых существах всех миров дхармы; 8) постижение истинной сущности всех вещей и явлений: 9) освобождение от всех без исключения привязанностей; 10) освобождение от к.-л. зависимости от вещей и явлений.

ДХАММАПАДА
"Путь буддийской доктрины"; наиболее известный и часто цитируемый текст палийского канона. Содержит 423 стиха-афоризма, разделенных на 26 глав, в к-рых речь идет о "благородной системе" моральной философии. Переводилась с пали на пракриты, санскрит, кит. и мн. др. языки. Популярна в будд. странах как у тхеравадинов, так и у махаянистов. На Шри-Ланке долгое время использовалась как учебник для новообращенных; заучивалась наизусть.

ДХАРМА
(санскр.), ДХАММА (пали) - чрезвычайно важный и многозначный термин не только буддизма, но и всей инд. философии. Палийский термин употреблялся в основном школой тхеравада, санскр. - в школах махаяны. Санскр. форма слова "дхарма" - производная от арийск, корня dhar - утверждать, поддерживать, защищать; переводится как "система", "доктрина", "религия", "добродетель", "моральное качество", "долг", "справедливость", "закон", "образец", "норма", "идеал", "истина", "форма", "условие", "причина", "порядок мироздания" - значение зависит от контекста. Можно выделить 5 групп основных значений термина Д.: 1) доктрина; к.-л. учение, излагаемое в систематич. форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме - учение Будды; 2) правило; правильное поведение; справедливость; закон: праведность; 3) условие; причина или прошлое, выступающее причиной; причина и следствие как практически идентичные; 4) феноменальное; Д. как следствие (в этом значении она употребляется в Дхаммападе: "Все дхармы (т. е. все феноменальное) сотворены мышлением"). Приложение слова "дхарма" к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру; мир - это выражение закона; 5) высшая реальность - точечные моменты бытия, вспышки психо-физической "энергии". Уже в раннем буддизме элементы-дхармы классифицируются трояким образом: по скандхам (Skandha), аятанам (ауtanа) и дхату (dhatu). По скандхам разделялись элементы, составляющие эмпирическую личность (пудгала), т. е. личность, с к-рой люди имеют дело в повседневной жизни. С т. зр. же "высшей реальности" эта личность нереальна, т. к. складывается из 5 скандх элементов: а) телесных Д., составляющих тело (рупа); б) Д. ощущений и чувств (ведана); в) Д. восприятии, представлений (самджня); г) Д. кармических "формирующих факторов" (самскара) ; д) Д. сознания, различительного знания (виджняна). С т. зр. процесса познания все Д. делятся на 12 "сфер познания" (аятана), 6 внутренних и 6 внешних, или 6 познават. способностей и 6 соответствующих им объектов. Классификация по "классам элементов" (дхату) основывалась на предыдущей классификации, но была более подробной: в ней к 12 сферам добавляли 6 модусов сознания (зрительное сознание, слуховое сознание и т.-п.), к-рые и формировали, с т. зр. буддистов, единый поток сознания. В махаяне Д. иногда трактовалась как синоним татхаты (см. Дхармакая).

ДХАРМАЧАКРА
(Колесо Дхармы, буддийского Учения) - один из основных символов буддизма. Представляет собой восьмирадиусное колесо, восемь спиц которого символизируют этапы Благородного Восьмеричного Пути (см. статью "Благородные Истины, Четыре) и восемь ступеней медитативного сосредоточения (дхьяна). Дхармачакра обычно помещается на крышах буддийских храмов и монастырей, и в таком случае по ее бокам располагаются скульптурные изображения двух полулежащих газелей. В таком случае Дхармачакра символизирует первую проповедь Будды в Оленьем парке под Бенаресом, известную как "поворот Колеса Учения": согласно преданию, эту проповедь Будды слушали пять аскетов и две газели.


 А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я




© 2003 Alexg
Ассоциация