На главную страницу

 
"Я прошел через сансару многих рождений, Ища строителя дома, но не находя его. Рожденье вновь и вновь - горестно. О, строитель дома, ты видишь! Ты уже не построишь снова дома. Все твои стропила разрушены, конек на крыше уничтожен. Разум на пути к развеществлению достиг уничтожения желаний"
/Дхаммапада /

ВОЗНИКНОВЕНИЕ


Религиозная политика Ашоки

Во времена империи Маурьев возникли и оформились многие основные черты социальной структуры, сословно - кастовой организации, важнейшие институты древнеиндийского общества и государства. Получил развитие ряд религиозно - философских течений, в том числе буддизм, который постепенно из сектантского монашеского учения превратился в одну из трех мировых религий. "Появление буддизма на исторической арене, - пишет К. К. Жоль, - совпадает по времени со значительными изменениями в социально - политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии - империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом, на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н. э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой идеологии".

Согласно традиции, в III в. до н.э. третий царь династии Маурьев Ашока (268-231 гг. до и. э.) объявил себя покровителем и защитником буддизма. Ашока был внуком Чандрагупты - основателя династии Маурьев. Чандрагупта был первый правитель империи Маурьев. Он управлял империей двадцать четыре года, и затем, стремясь обрести умственный покой, как это было принято в те времена, передал власть своему сыну - Биндусару. Биндусара был отцом Ашоки. Субхадранги была матерью Ашоки. Она была дочерью бедного человека по имени Чампаканагар.

Император Биндусара имел имя "Амитрагатха" (Уничтожающий Недругов). Он завоевал земли, которые находились между восточным и западным побережьем на юге Индии, и так расширил свою империю. Он управлял этой империей в течение двадцати пяти лет и умер в 272 до н.э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца.

Основным источником сведений о Ашоке служат высеченные на скалах и колоннах надписи, которые находят по всей Индии. Как сообщается в одной из таких надписей, на девятом году правления Ашока завоевал соседнее государство Калингу (современная Орисса) и был настолько потрясен учиненным им кровопролитием, что раскаялся и стал заботиться о дхарме, т.е. о праведном образе жизни в соответствии с заповедями буддизма. Учение Будды принесло покой Ашоке, которого часто посещали воспоминания об агонии, которую он видел на поле битвы в Калинге. Послание Будды об отказе от насилия, доброта и любовь к людям преобразили несчастного Ашоку. Ученик Будды Упагупта объяснил ему Дхарму Будды. Сам Ашока называет свои надписи "указами о дхарме", определяя, таким образом, свою политику, названную политикой "дхармавиджаи". Вопрос о значении понятия "дхарма" в надписях Ашоки является предметом особого интереса и многочисленных исследований. В.Н. Топоров в введении к изданию "Дхаммапады", одного из важнейших памятников буддийской литературы, пишет, что слово "дхарма" (или "дхамма" на языке пали) "могло значить "добродетель", "закон", "учение" (в частности, буддийское), "религия", "элемент", "качество", "вещь", "явление" и т.д." Г.М. Бонгард-Левин как возможные значения упоминает "мировой и социальный порядок, "законы" отдельных варн и каст, нормы праведного поведения, кодекс обязанностей человека, свод религиозных правил". В.Н. Топоров так комментирует это разнообразие: "Древним индийцам было присуще творческое отношение к слову. Оно проявлялось двояко: с одной стороны, к определенному слову пристраивались длинные синонимические ряды, придумывались изощренные "изобразительные" слова (часто сложные) для обозначения простейших понятий; с другой стороны, в Индии хорошо понимали знаковую природу слова, осознавали огромные потенциальные возможности формально одного и того же слова для выражения самых различных понятий; знали, что значение слова в большой степени определяется целой системой, в состав которой входит данное слово".

С того дня сердце Ашоки стало домом сострадания, любви к жизни и ненасилия. Он даже перестал охотиться на животных. Он запретил убивать животных для царской кухни. Понимая, что не достаточно, чтобы один человек жил справедливой жизнью, он провозгласил, что все его подданные также должны жить справедливой жизнью. Ашока не только думал о счастье своих подданных, но и стремился принести счастье всему человечеству. Он желал завоевать сердца людей и служить миру через Дхарму, через добрую волю и добрые деяния. Он решил направить все свои усилия, всю свою власть и богатство этой цели.

Первая вещь, которую сделал Ашока в распространении Дхармы среди людей - это совершение паломничеств. Это произошло по пришествии двух лет после калингской войны. Его паломничество, начатое с его посещения Самбодхи, святого места, где Будда ушел в паринирвану. Он посещал и другие святые места в течение многочисленных паломничеств. Ашока так объяснил цель своих паломничеств: ":чтобы встречать брахманов и шраман и делать им подношения. Встречаться со старейшинами и одаривать их золотом. Встречаться с людьми и проповедовать закон Дхармы, разговаривать о Дхарме". Это были важные цели.

Из истории мы знаем многих царей, которые делали надписи о своих войнах, благотворительной деятельности, пожертвований и расширении своих государств. Но только Ашока делал надписи, вырезая их на скалах и столбах, которые ведут людей от неведения к истине, от смерти к бессмертию, от темноты к свету. Сегодня они подобны свету мудрости. Слова Дхармы подобны семенам добродетели, засеянные в сердца людей. Они являются шагами, ведущими к спасению. Чтобы способствовать большему пониманию Дхармы, Ашока сделал смелый шаг, который мог сделать только мудрый человек, с большим знанием дела. Он стремился показать, что все религии говорят об одном и том же пути к добродетели. В одной из своих надписей Ашока говорит: "Многообразно это продвижение, однако в основе его - контроль над речью, чтобы не было восхваления своей веры, ни хулы чужой веры в неподобающих случаях. В любом случае это легко. Но в любом случае следует почитать чужую веру. Поступая так, человек способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой. Ведь всякий, кто, почитая свою веру или хуля другую из-за приверженности к своей вере, думая: "Представлю ее в лучшем свете!", - на самом деле еще более вредит своей вере". Он назначил чиновников, называемых Дхарма-махаматрами, чтобы распространить эти идеи среди людей. Эти чиновники встречались с людьми различных религий и жили среди них. Они помогали преодолевать ошибочные идеи относительно других религий и говорили о том, что есть хорошее у других.

Буддийские монастыри получали богатые подношения от царя и видных сановников. Все большее число кшатриев (воинов) и брахманов (жрецов) становились последователями этого учения. Одновременно с ростом популярности учения увеличивались богатства и политическое влияние сангхи. Настоятели монастырей, борясь за власть и доходы, обвиняли друг друга в ереси. Для прекращения этих разногласий и наведения порядка Ашока приказал собрать третий собор, который состоялся в городе Паталипутре в 253 г. до н. э. На этом соборе были унифицированы основы учения тхеравады, а те, кто отказался следовать этим доктринам, были изгнаны из сангхи как еретики. На этом же соборе было решено послать миссионеров за пределы Индии для пропаганды буддийского учения. Группы буддийских монахов были отправлены во многие страны Востока. Миссионерская деятельность сангхи при Ашоке положила начало становлению буддизма как мировой религии. Непосредственное вмешательство Ашоки во внутренние дела сангхи на какое-то время сгладило острые разногласия между сторонниками различных толкований буддизма. Но эти разногласия неуклонно ширились и углублялись, оформляясь в новые школы и направления.

При Ашоки появилось множество сект и школ. Был создан буддийский канон "Типитака" (на языке пали), или "Трипитака" (на санскрите), что означает "Три корзины". Последователи разных направлений буддизма уже два с половиной тысячелетия спорят между собой о том, когда, где и на каком языке были канонизированы "Три корзины". Махаянисты считают, что на четвёртом соборе, проходившем под покровительством царя Канишки в I в. н. э., канонизировали санскритскую версию - "Трипитаку". А приверженцы тхеравады полагают, что четвёртый собор состоялся в 29 г. до н. э. на острове Шри-Ланка, и там была записана "Трипитака" на языке пали.

Разносторонняя деятельность Ашоки.

Ашока упорно трудился особенно для распространения образования на своей земле. Наланда - самый известный университет того времени, был центром образования в Магадхе - он был основан царем Ашокой. Студенты этого университета очень уважались. Все деньги, из государственной казны расходовались на благосостояние людей. Он развивал сельское хозяйство, торговлю и различные ремесла. Строились каналы для ирригации и шлюзы для торговых кораблей, так в то время в основном торговля шла по водным путям.

Ашока прокладывал добротные дороги по всей стране, для того, чтобы помочь росту торговли и развитию различных ремесел. Для блага путешественников он сажал деревья с обеих сторон дороги. Вырывались колодцы, строились навесы, и дома отдыха. "А вдоль дорог я приказал посадить деревья ниггоха. Они будут давать тень для животных и людей. А также я велел насадить манговые рощи. На расстоянии половины коса друг от друга я приказал вырыть колодцы и устроить места для отдыха. Повсюду я приказал сделать навесы над питьевой водой для пользы животных и людей".

Была бесплатная медицинская помощь - и для людей, и для животных. Ашока - первый в мире, кто построил больницы для лечения животных. Он брал лекарственные растения и разнообразные плодоносные деревья из определенных мест и сажал там, где их не было. В одной из надписей он выразил желание, чтобы даже обитатели леса в его империи жили счастливо. В древней Индии, дикие животные рассматривались как собственность императора. Царь Ашока запрещал убивать животных, и вскоре это стало нормой. Но его видение ахимсы не было ограничено животными или людьми. Все живое - растения и вода, все это нужно уважать и защищать. Загрязнение воды было запрещено. Государство охраняло и заботилось о лесах империи. Выращивались специальные луга и сады из лекарственных растений. "Всюду в царстве Любимого Богами, Царя Пиядаси и среди других народов за пределами моего царства - Чол, Пандаев, Сатипутров, Кералапутров, а также в Тармапарни, и там, где правит греческий царь Антиох, и среди царей-соседей царя Антиоха, всюду Любимый Богами, Царь Пиядаси создал запасы для двух видов врачевания: лечения людей и лечения животных. Там, где лекарственные травы были бы полезны для людей и животных, но их там нет, я повелел привезти их туда и вырастить. Там, где нет лекарственных кореньев или плодов, я повелел привезти их туда и вырастить".

Ашока упорно трудился без отдыха и учил людей жить справедливо, по Дхарме, честно и нравственно. Страна была в мире и согласии. Были социальные собрания, в которых собирались люди из всех каст и сословий, свободно общались и не чувствовали разницы между собой.

Покровительствуя буддизму, Ашока не опускался до фанатизма и на протяжении почти всего царствования проводил политику религиозной терпимости. Он поддерживал дружественные отношения с соседними правителями и посылал посольства к Антиоху II Теосу в Сирию, Птолемею II Филадельфу в Египет и другим владыкам на западе. Благодаря политике миссионерства произошло обращение в буддизм жителей острова Ланки (Цейлона); это сделал, как гласит традиция, младший сын Ашоки - Махинда, сам ставший монахом.

В старости Ашока фактически утратил власть, а некоторые индийские историки полагают, что его миролюбивая политика привела к ослаблению маурийской империи, которая вскоре после его смерти начала распадаться. В последующие столетия память об Ашоке сохраняли только буддисты, почитавшие его как великого покровителя религии. Только в 19 в. были расшифрованы его указы. Великолепные монолитные каменные колонны, на которых выбиты многие из надписей, относятся к шедеврам индийского искусства. Есть один такой столб в Сарнатхе. На вершине каменного столба приблизительно на высоте пятнадцать метров там красиво вырезаны фигуры четырех стоящих львов, повернутые спиной друг к другу львы, изображенные на самой знаменитой из них, Сарнатхской капители (близ Варанаси), стали национальным гербом Республики Индия.






© 2003 Alexg
Ассоциация